История подготовительного отделения и учебный статус в настоящее время.
С 2015 года Дневные подготовительные курсы вновь переименованы в Подготовительное отделение. Дневные подготовительные курсы как форма довузовского образования наследуют возникшее в 70-ых годах «подготовительное отделение», являющееся средством государственного протекционизма для молодых людей, прошедших срочную службу в армии или имеющих не менее двух лет производственного стажа.
Начиная с 90-ых годов содержание учебной программы «Дневных подготовительных курсов» (новое название, закрепленное в Уставе МАРХИ) стало претерпевать существенные изменения. Кроме рисунка и черчения как специальных предметов, русского языка, литературы и математики как общеобразовательных предметов, которые вместе составляли содержание приемных экзаменов, в учебную программу постепенно стали внедряться новые предметы, не имеющие прямого отношения к вступительным экзаменам. (В настоящее время абитуриенты сдают экзамены только по специальным предметам, с добавлением к сумме «проходных баллов» результатов, полученных при сдаче Единых государственных экзаменов - ЕГЭ).
Новыми предметами учебной программы ПО, уже многократно опробованными и получившими поддержку у слушателей в проводимых ежегодно социологических опросах, являются:
1. Краткий курс в историю искусств.
2. Основы философских учений (мировоззрение и архитектура).
3. Введение в профессию ( нынешнее название – «Беседы о профессии» ).
4. Архитектурная графика.
5. Макетирование.
6. Живопись.
Макетирование является введением к предмету первого курса «Объемно - пространственная композиция».
Занятия по дополнительным предметам проводятся один раз в неделю и находятся в рамках допустимой учебной нагрузки.
Таким образом «Дневные подготовительные курсы» являются экспериментальной инновационной площадкой, целью которой является:
1. При декларируемой в стране системе непрерывного образования (основной – вузовской и дополнительной - довузовской и послевузовской ) восполнить пробелы в школьных образовательной, гуманитарной и художественной программах и сделать более плавным переход к насыщенной вузовской программе.
2. Дать слушателям общие понятия о природе архитектурного творчества, познакомить с хрестоматийными примерами из истории основных архитектурных стилей, с незнакомыми архитектурными терминами, рассказать о творческих судьбах отдельных выдающихся зодчих.
3. Познакомить с традиционными и современными средствами архитектурного проектирования.
Таким образом, учебная программа ПО, созданная как экспериментальная площадка части пропедевтического курса, стала важной частью довузовского дополнительного образования, помогающей слушателям , после сдачи вступительных экзаменов, легче адаптироваться к новым условиям учебы в вузе и продемонстрировать хорошую ориентацию в массе незнакомых ранее предметов и тем на начальных стадиях обучения в Вузе.
Изменившийся за последние два десятилетия контингент слушателей ПО состоит главным образом из следующих категорий подростков:
- тех, кто во время обучения в школе по тем или иным причинам не сумел получить в вечернее после основных занятий время соответствующую профессиональную ориентацию на вечерних подготовительных курсах и потому, естественно, чувствует себя не готовым к преодолению высокой планки профессиональных требований на вступительных экзаменах;
- тех, кто потерпел неудачу на вступительных экзаменах в предшествующие годы из-за отсутствия соответствующей подготовки и теперь хотел бы наверстать упущенное;
- выпускников средних школ отдаленных провинциальных областей России и стран СНГ, где также не было возможности получить соответствующую специальную подготовку.
Подготовительные отделение ориентировано на ежедневные занятия продолжительностью 4-8 учебных часов в течение 3-х триместров продолжительностью по 3 месяца в каждом.
Каждый триместр заканчивается контрольными работами по рисунку и по черчению. Учебный год заканчивается выпускными экзаменационными работами и подведением итогов успеваемости путем публикации разработанного на ПО рейтинга успеваемости слушателей с учетом всех предметов учебной программы.
Все лекции, семинары, учебные занятия проводятся только штатными или ранее работавшими в штате МАРХИ преподавателями – авторами разработанных оригинальных учебных программ.
Среди педагогов ПО – профессора, кандидаты наук, доценты и преподаватели кафедр рисунка, начертательной геометрии, основ архитектурного проектирования, живописи и ряда проектных кафедр.
Слушатели ПО становятся на время обучения членами всего студенческого коллектива, привлекаются к участию во всех учебно-развлекательных и культурно-массовых мероприятиях МАРХИ.